Чем отличается художественная реставрация зуба от обычной пломбы?
Реставрация – это восстановление утраченных тканей зуба. Пломба, вкладка, накладка, коронка, мостовидный протез и даже имплантат – всё это примеры стоматологических реставраций.
Пломба – самая простая и распространённая среди них. Большинство людей знакомо с технологией её установки: после обработки зуба в кариозную полость вносится пластическая масса, которая через некоторое время застывает и становится твёрдой. С помощью синего света («световые пломбы») либо под действием химической реакции («химические пломбы»). Однако пломбирование зуба – далеко не такая незатейливая манипуляция, как выглядит из предыдущего описания. К качественной пломбе предъявляется десяток требований. Она должна:
1) быть нетоксичной,
2) восстанавливать анатомическую форму зуба,
3) не выпадать,
4) не разрушаться,
5) предотвращать дальнейшее развитие кариеса,
6) минимально стираться при жевании,
7) иметь плотный контактный пункт (при поражении контактных поверхностей),
8) не иметь нависающих краёв,
9) не иметь крупных пор и полостей внутри и на внешней поверхности,
10) быть рентгеноконтрастной,
11) соответствовать цвету зуба.
Так вот различие между пломбой и художественной реставрацией заключается только в последнем пункте. Художественная реставрация подразумевает максимально полное соответствие цвету естественного зуба, пломба – умеренное (или насколько получится).
Чтобы точнее понять нюансы различий, следует обратиться к истории стоматологии. Изначально пломбы ставили из свинца, золота, амальгамы. Все они по цвету резко контрастировали с цветом зуба. «Белые пломбы» достойного качества появились только последней трети XX века. Тогда же родился (в западных странах) термин «эстетическая реставрация». В него включались не только пломбы, но и фарфоровые коронки, керамические виниры и другие лабораторные конструкции (объединяемые общим понятием «непрямая эстетическая реставрация»). В Советском Союзе эта тема была мало актуальна, поскольку подобная практика распространялась на единичных пациентов. И даже такой «продвинутый» материал как «советская металлокерамика» уступал зарубежным аналогам настолько, что называть металлокерамические коронки того времени «эстетической реставрацией» мог повернуться язык только у самой непритязательной публики.
После распада СССР зарубежная керамика появилась в свободной продаже, но только оплатить её стоимость был готов не каждый россиянин. Да и специалистов (стоматологов и зубных техников), способных ею хорошо распоряжаться было совсем мало. Поэтому многие зубы стали восстанавливаться белым светоотверждаемым композитным материалом с необоснованным расширением показаний. Там, где на сильно разрушенный зуб однозначно была показана коронка, вылепливали большую пломбу. Эта работа по трудозатратам обходилась дешевле, чем коронка, но дороже, чем пломба. Чтобы как-то дифференцировать друг от друга, большой пломбе было дано красивое название: «художественная реставрация зуба».
В настоящее время «художественной реставрацией» именуют не только большие пломбы. Малые пломбы, выполненные с претензией на повышенную эстетичность, могут обозначаться так же. Причина в бедности и привычке к бесплатной медицине со стороны отечественных пациентов и отсутствии корпоративной этики и регулирования со стороны стоматологов. Хорошо поставленная пломба в Западной Европе или Северной Америке стоит 200 евро (или 250 долларов). В России же заплатить и 100 евро за пломбу (из того же импортного материала) большинству пациентов кажется непомерной платой. Из-за демпинга со стороны множества посредственных стоматологий основная масса населения считает 2-5 тыс рублей справедливой ценой пломбы. Объяснять важность и сложность соблюдения всех требований к пломбированию зуба каждому конкретному пациенту с целью оправдания более высокой стоимости долго и не совсем психологически удобно. А зачастую вовсе безуспешно. В то время как простая фраза «художественная реставрация намного эстетичнее» воспринимается гораздо быстрее и понятнее.
Согласие пациента на оплату пломбы по цене художественной реставрации увеличивает вероятность и более качественного выполнения других параметров (помимо эстетического). Но всё же по сути это одно и то же. Любая пломба должна восстанавливать естественную форму зуба. Любая пломба должна быть эстетичной на передних зубах. А на жевательных – наоборот, адекватному пациенту никакая умопомрачительная красота не нужна. Некоторые стоматологи увлекаются насколько, что имитируют кариес или трещины эмали. Это уже, на мой взгляд, совершенный перебор «художества». Но если пациенту такая эстетика важна и на жевательных зубах – его право. Для таких взыскательных художественная реставрация конечно же предпочтительнее обычной пломбы.
Иногда «художественной реставрацией» обозначают коррекцию формы передних зубов: устранение щелей между зубами (диастемы) или наращивание длины, толщины, режущего края и т.п. При этом тоже используется пломбировочный композитный материал. В буквальном смысле это не точно соответствует реставрации (т.е восстановлению утраченных тканей), но по сути данный термин лучше отражает процедуру, чем «пломба». Стоит только заметить, что такой вариант далеко не самый оптимальный в плане эстетики и долговечности. Но виниры и керамические коронки в качестве альтернативы дороже, изготавливаются не за одно посещение и требуют большего препарирования тканей зуба.
На фото пример реставрации зубов с имитацией кариеса (пигментации фиссур) светоотверждаемым композитным материалом. Работа известного итальянского дантиста Angelo Putignano. Несмотря на то, что в Италии термин "художественная реставрация" не применяется, тема замены полноценных по остальным параметрам (но неэстетичных) амальгамовых пломб на красивые так же актуальна. В данном случае никто (кроме стоматологов) эту красоту никогда не увидит, как бы широко пациент ни улыбался. Медицинских показаний для удаления старых пломб не было.